Мебель родом из СССР. Новое — хорошо забытое старое?

Мебель родом из СССР. Новое - хорошо забытое старое?

Автор: Юлия Олькина

Отодвигая стеклянные дверцы фамильного крепкого и простого в форме и обращении, как настоящий русский мужик, шкафа, аккуратно достаю праздничный хрусталь на стол-трансформер для больших компаний. Чешская стенка, немецкий крутящийся стул на трех ножках, лакированное пианино с медными педалями, яркий красно-желтый ковер… Уже представили себя в недалеком прошлом? Мы даже и не задумывались о дизайне, материалах, экономии пространства. У нас просто все это было, как и у многих. Этакие похожие друг на друга квартиры с добавлением уюта домашнего очага. Штампованные интерьеры советских квартир, где добросовестно собрались предметы мебели вокруг горячего самовара. И пусть это звучит немного удручающе, вспоминается об этом простом окружении с теплом и запахом пирогов.

Вы будете удивлены, но мебели советского периода было как о себе заявить. Мало того, что она действительно существовала, советские дизайнеры в процессе своего творческого развития создавали по-настоящему интересные объекты, которые уж очень напоминают интерьеры современной Икеи. А расскажет нам об этом Александр Семенов, исследователь советского мебельного дизайна и аспирант Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица.





 Вторая жизнь старой мебели в новом интерьере

ЮЛИЯ ОЛЬКИНА: Расскажи немного о себе?

АЛЕКСАНДР СЕМЕНОВ: Сфера моих интересов постоянно колеблется между дизайном и искусством. В академии (СПГХПА им. Штиглица) наряду с проектированием мебели и интерьеров мы ничуть не меньше занимались рисунком и живописью. Это интересный опыт, так как дизайн в большинстве своём относится к сфере утилитарного начала, в то время как искусство преодолевает границы функционального. Несомненно, существуют и другие подходы. Например, авангардисты 20-х годов основали движение «производственное искусство», которое предполагало, что художники должны работать во благо построения нового социалистического мира, идти на заводы и непосредственно приобщаться к производственному процессу. Так появляются первые советские проектировщики массовой продукции и зарождается дизайн. Я понимал, что меня увлекает теория и, возможно, через какое-то время она поможет мне вернуться к практическому дизайну. Но, прозанимавшись проектированием мебели около 6 лет, решил оставить это дело и погрузиться в исследования.

ЮО: Почему именно советская мебель?

АС: Потому что эта тема до сих пор крайне мало изучена. Не могу сказать, что обратился к советской мебели по любви. Скорее из-за желания прикоснуться к чему-то неизведанному, развеять некоторые предрассудки. Меня удивляло, что столь много книг есть про итальянский, датский мебельный дизайн, а о советском только небольшие статьи и краткие заметки. Так появились 3 мои книги о дизайне мебели в СССР 1920-х – 80-х гг. Правда пока что они существуют только как самиздат, но надеюсь, что в скором времени ситуация изменится.
Надо сказать, что в процессе изучения темы я действительно полюбил советскую мебель, как что-то знакомое и почти родное. Но, если бы на эту тему уже существовали большие исследования, то занялся чем-нибудь другим. Дизайном советской сантехники, например)

ЮО: Сталинский ампир и хрущевский минимализм. Как повлиял план массового строительства на дизайн мебели, её качество, объемы?


АС: Если сравнивать массовую мебель сталинского периода с массовой мебелью хрущёвского периода, то наверно будет не очень корректно именовать первую «сталинским ампиром». Важно понять, что под этим термином мы, прежде всего, понимаем помпезную дорогую мебель, проектировавшуюся для уникальных единичных проектов, вроде Центрального тетра Красной армии или гостиницы Москва.

Мебель родом из СССР
Л. И. Савельев, С. А. Стапран, А. В. Щусев.  Интерьер гостиницы «Москва». 1930-е.

Массовая мебель была иной. Из декора на ней могли присутствовать лаконичные архитектурные карнизы, несколько филёнок, сдержанный орнамент или ещё некоторые весьма лаконичные детали. Другое дело, что мебель в 30-е – начале 50-х годов делалась в основном из массива и фанеры, что делало её визуально массивнее. Плюс ко всему габариты мебели соответствовали строящемуся тогда жилью с относительно просторными квартирами и высокими потолками. В 60-е ситуация меняется. Архитектурные декоративные детали почти полностью уходят из мебели. В массовое производство широко внедряются такие популярные и по сей день материалы как ДСП и ДВП. Они позволяют делать стенки корпусной мебели тоньше, что в свою очередь приводит к уменьшению габаритов предметов. Во многом благодаря новым материалам удаётся значительно увеличить и удешевить производство мебели.

Мебель родом из СССР
Образцовый интерьер. 1960-е гг

Но мы должны отдавать себе отчёт в том, что мебель сталинского периода ровно так же соответствует идее современной ей архитектуры, как и оборудование интерьеров хрущёвской «оттепели». И в этом они похожи – дизайн отвечает на поставленные перед ним задачи.


ЮО: Основная ассоциация с мебелью советского периода – это стенки, «горки». Как так вышло, что мрачные лакированные шкафы стали обязательным элементом интерьера советской квартиры?


АС: Самое интересное, что для тех, кто их покупал, стенки до сих пор кажутся весьма привлекательными. Предлагаю посмотреть на ассортимент наших современных мебельных магазинов и попробовать найти 10 отличий от советской мебели. Думаю, едва ли получится это сделать. Факт о состоянии современного российского дизайна – проектируемая у нас мебель в большинстве своём пока ещё весьма вторична и далека от того, что абстрактно можно охарактеризовать как хороший дизайн.
Часто, когда человек пытается оправдаться (вот тоже хороший вопрос, почему он это делает) за внешний вид массивной советской стенки, то в ход идёт аргумент, что ничего другого нельзя было найти. Брали, что есть. Причём больше всего предпочитали зарубежные, к примеру, югославские стенки. Они казались более привлекательными и качественными. Но их масштаб от этого не менялся – такие же массивные и громоздкие, как и советского производства. На выставках образцовой мебели предлагали различные варианты стенок, некоторые из которых были весьма неплохими, но в большинстве случаев до массового потребителя они так и не доходили.

ЮО: Основная ассоциация с мебелью советского периода – это стенки, «горки». Как так вышло, что мрачные лакированные шкафы стали обязательным элементом интерьера советской квартиры?

АС: Самое интересное, что для тех, кто их покупал, стенки до сих пор кажутся весьма привлекательными. Предлагаю посмотреть на ассортимент наших современных мебельных магазинов и попробовать найти 10 отличий от советской мебели. Думаю, едва ли получится это сделать. Факт о состоянии современного российского дизайна – проектируемая у нас мебель в большинстве своём пока ещё весьма вторична и далека от того, что абстрактно можно охарактеризовать как хороший дизайн.
Часто, когда человек пытается оправдаться (вот тоже хороший вопрос, почему он это делает) за внешний вид массивной советской стенки, то в ход идёт аргумент, что ничего другого нельзя было найти. Брали, что есть. Причём больше всего предпочитали зарубежные, к примеру, югославские стенки. Они казались более привлекательными и качественными. Но их масштаб от этого не менялся – такие же массивные и громоздкие, как и советского производства. На выставках образцовой мебели предлагали различные варианты стенок, некоторые из которых были весьма неплохими, но в большинстве случаев до массового потребителя они так и не доходили.

Мебель родом из СССР
Завецкене Л. Гостиный мебельный гарнитур «Юбилеюс». Литовская ССР. 6 июня 1972 г. Фото Любшис К. 

Интересен так же тот факт, что во многом благодаря выставкам образцовой мебели в моду входят крупные стенки. В 60-е годы лишь в редких проектах встречались мебельные гарнитуры длиной и высотой размером со стену. Проектировщики отдавали себе отчёт в том, что подобные предметы загромождают пространство квартир в новых домах. Но в результате многочисленных опросов общественного мнения, проводимых во время выставок, мебель постепенно начинают делать, так скажем, более вместительной.

Я думаю, что не стоит проводить чёткую границу между «тогда» и «сейчас». Обстановка современной квартиры даже с новой мебелью часто незначительно отличается от столь ненавистного «советского интерьера» и, наоборот, некоторые советские квартиры дадут фору многим нынешним проектам.

Мебель родом из СССР
Иллюстрация из книги «Современная мебель». Мечислав Пухала. 1966 г.


ЮО: Советские дизайнеры. Какие были яркие представители?

АС: В 1920-е это определённо Эль Лисицкий, который обобщил все поиски авангардистов в области дизайна мебели. Он же разработал теорию мебельного проектирования. К тому же, он ввёл понятие «комбинатной» мебели , когда из стандартных элементов можно складывать различные комбинации: от рабочего стола до кушетки.

Мебель родом из СССР
Иллюстрация из книги «Современная мебель». Мечислав Пухала. 1966 г.

В сталинский период, на мой взгляд, отличился Борис Иофан, который с одной стороны создавал вещи уже в духе постконструктивизма, а с другой не вёлся на поводу популярных в его время тенденций к излишнему декорированию. Его проект оборудования печально известного Дома на набережной – один из шедевров советского мебельного дизайна.

Мебель родом из СССР
Б. М. Иофан. Кресло для Дома на набережной. Начало 1930-х гг.
Мебель родом из СССР
Б. М. Иофан. Стол. Начало 1930-х гг.

А в период 60-х – 80-х годов несомненным лидером являлся Юрий Случевский. Его модульная мебельная система, легко изменяющаяся в зависимости от интерьера, роста человека и его потребностей, стала культовой, а его имя прочно вошло в историю.

Мебель родом из СССР
Случевский Ю. В. Модульная мебельная система.


ЮО: Разделение пространства. Как могла выглядеть советская «студия»?


АС: Советская студия – это вовсе не оксюморон. Ровно так же, как и сейчас, наряду с однокомнатными, двухкомнатными и другими квартирами в советских домах делали студии. Только название это не было распространено. В 20-е годы одним из аналогов современной студии была так называемая «минимальная жилая ячейка».

Мебель родом из СССР
Милютин Н. Проект минимальной жилой ячейки на одного человека. 1930 г. Вариант размещения встроенного оборудования (перспектива интерьера).
Милютин Н. Проект минимальной жилой ячейки на одного человека. 1930 г. Вариант размещения встроенного оборудования (перспектива интерьера).

Этот авангардистский проект переосмыслили в 60-е, чётко обозначив, что такие квартиры предназначаются для одиночек и несемейных. Правда были конечно исключения: 

Мебель родом из СССР
Меблировка квартир. 1960-е гг.


По сути советская студия мало чем отличалась от современных. Были немного другие конфигурации, но принципиально ничего не изменилось: небольшая кухня усилиями целой группы проектировщиков втискивается в стандартную комнату метров на шестнадцать и получается то, что мы сейчас именуем студией. Часто можно увидеть глубокие ниши для кровати, отгороженные от остального пространства всего лишь шторкой. И конечно же не вызывает удивления тот факт, что многие новосёлы после заселения разграничивали и так небольшое пространство дополнительными перегородками и раздвижными дверями.

Мебель родом из СССР
Графический лист из каталога образцовой мебели.


Встречаются и весьма интересные решения, которые даже сейчас выглядят современно. Одним из таких примеров являются интерьеры Дома нового быта в Москве 1971 года. Здесь проектировщики объединили кухню, спальную и гостиную в одно пространство, но всё-таки сделали дополнительную небольшую комнатку, так сказать на всякий случай.

Мебель родом из СССР
Оборудование квартиры Дома нового быта в Москве. 1965 – 1971 гг. Фото Грановский Н. Фотохроника ТАСС. 
Мебель родом из СССР
Оборудование квартиры Дома нового быта в Москве. 1965 – 1971 гг. Фото Грановский Н. Фотохроника ТАСС.


ЮО: В чем существенное различие/различия советской мебели от современной?


АС: Здесь важно понимать, о каком периоде мы говорим. Если посмотреть на мебельные проекты авангардистов (в большинстве своём нереализованные), то мы заметим явные различия в применяемых материалах, стилистиках, но подход к проектированию будет напоминать, например, мебель из IKEA. Дело в том, что у советской мебели нет общего облика, так же как и у современной. Прямого ответа на этот вопрос дать не получится. Но мы можем попробовать выделить несколько характерных тенденций советского мебельного дизайна. Основная из них – смена стилевых направлений — происходила параллельно с перестройками во властных кругах. В 20-е в рамках борьбы с «буржуями» и построения нового социалистического быта выдвигаются тезисы об отказе от расточительства, нефункционального декора. 30-е, напротив, возвращают в мебель декор, формы становятся более массивными, а авангардисты подвергаются гонениям. Во второй половине 50-х критике подвергается уже так называемый «сталинский ампир». В это время проектировщики обращают свой взор на конструктивистские разработки 20-х годов. На этой почве в СССР возникает такое понятие как «агитационная мебель». Она ярко манифестирует идеи времени за счёт некоторой иллюстративности. Яркими примерами может быть Шкаф-витрина Лобова И. 1925 года или стол на ножках в виде винтовок рубежа 1920- х – 30-х годов.

Мебель родом из СССР
Лобов И. Шкаф-витрина. 1925 г.
Мебель родом из СССР
Стол. Рубеж 1920-х – 30-х гг. Частная коллекция.

В 60- е манифест выражается уже за счёт других приёмов, но то, какой будет мебель, всё так же решает высшее руководство. Если сказать совсем грубо, то дизайн советской мебели в значительной степени зависел от политической ситуации внутри страны, чего (хочется верить в это) нет сейчас.

ЮО: Забытое старое возвращается, интерес к типовой мебели советского периода возрастает. Как сочетать правильно несочетаемое?

АС: Я считаю, что именно в так называемой попытке сочетать несочетаемое часто рождается та самая острота, которая придаёт звучание интерьеру. Человека всегда окружают предметы из разных исторических периодов. Это данность, которую мы можем принимать или отвергать, как это делали некоторые модернисты, предлагавшие проекты полного сноса и отстройки с нуля целых городов. Но теперь и модернизм ушёл в историю.
На мой взгляд, если мы не хотим похоронить историю, то необходимо не консервировать интерьеры и мебель, как это делают классические музеи, а включать предметы в нашу повседневную жизнь. И, если со шкафом XVIII века это сделать непросто, то как раз с модернистской мебелью этот трюк сработает. А как это сделать уже вопрос индивидуальный и правильного ответа здесь не будет. Единственное, о чём я думаю, нужно помнить – не вдаваться в крайности и не превращать интерьер вашей квартиры в парк советского периода.

ЮО: Как найти золотую середину между модными тенденциями и человеческими потребностями. Идеальная мебель, какая она?

АС: На мой взгляд, погоня за идеалом – это очень скучное занятие. Совершенно убеждён, что даже самая ужасная советская стенка в нужном контексте будет выглядеть интересно. К таким же скучным занятиям относится и поиск золотой середины. Я за игру, эксперимент, вариабельность, за бесконечный поиск, развитие мысли. Найти идеал или золотую середину, означало бы зайти в тупик. Это не значит, что целью поисков не должна выступать «золотая середина» или «идеал», но, на мой взгляд, надо иметь ввиду — таких «середин» окажется бесконечное множество. Так что рекомендую, как сказали создатели экспериментального мебельного комплекта МЕБАР «Смелее экспериментировать!».

Мебель родом из СССР
Лучкова И. И., Сикачев А. В. Проект МЕБАР. 1975 г.
Мебель родом из СССР
Лучкова И. И., Сикачев А. В. Проект МЕБАР. 1975 г