В прошлом году легендарная немецкая школа Баухаус отметила столетний юбилей. О том, что такое баухаус и почему он стал классикой дизайна в нашей статье.
Существование школы bauhaus продлилось совсем недолго – с 1919 по 1923 год, но эффект от этого явления сильно отразился на всем направлении модернизма в дизайне и архитектуре. Школа сменила 3 директоров, 3 месторасположения, но окончательно исчезло во времена нацистского правления в Германии. Удивительно в стиле этой немецкой школы дизайна в то, что и спустя 100 лет, уникальный стиль не теряет своей актуальности.
Школа bauhaus зародилась в Веймаре 12 апреля 1919 года при объединении двух художественных школ. Старинные традиции веймарского художественного образования дополнились революционным подходом к искусству, смысл которого заключался в строительстве зданий будущего, в котором объединятся и архитектура, и скульптура, и живопись. Художник нового образа должен был сочетать и качества традиционного художника и ремесленника в одним лице.
Таким образом, смысл существования школы заключался в строительстве, которое становилось целью всякой художественной деятельности. Эта философия зашифрована в самом названии школы – «bau» в переводе с немецкого означает “строительство”. К слову, в идеологии баухауса здание лишено любого декора и подчинено лишь функции.
Позже первый директор школы, Вальтер Гроппиус, сыграл огромную роль в определении понятия «доступное жилье». Жилой квартал в Дессау, спроектированный мастером и получивший название Dessau-Törten, состоит из 314 домов площадью от 57 до 75 кв м с небольшими садиками, соответсвует принципам школы bauhaus.
Таким образом, целью школы становилось создание простого функционального дизайна. Помимо признания здания финальной целью художественной деятельности, среди принципов bauhaus было единство живописи, скульптуры и архитектуры, приверженность простому дизайну, определенному функцией, который можно тиражировать, удобство и эстетика предметов.
То, что сейчас мы называем айдентикой бренда, проявляется в шрифтах. Шрифты Байера, разработанные им для афиши первой выставки школы в 1923 году, стали частью бренда. К слову, в школе функционировало целое отделение рекламы.
Школа дизайна bauhaus (представители школы настаивали на написании названия с маленькой буквы) отличалась своей системой образования, которая в частности и породила необычный эффект. Студенты обучались системно, так как первый директор школы Вальтер Гроппиус считал, что основы искусства и ремесла нужно постигать неразрывно друг от друга. А вот академической теории отводилось второстепенное место.
Школа bauhaus стала настоящим международным центром авангарда. Под одной крышей работали и учились талантливые художники, дизайнеры, архитекторы, который несли в мир идеи и принципы школы. Часто ученики становились учителями, а их учителя – слушателями. Непрерывная связь поколений и постоянный обмен опытом между учителями и учениками — именно так представлял себе идеальную школу ее основатель Вальтер Гропиус. Среди ярких представителей школы можно назвать таких деятелей, как Лионель Фейнингер, Пауль Клее, Оскар Шлеммер, Иоганнес Иттен, Ласло Мохой-Надь и многих других. К слову, легендарный русский художник, Василий Кандинский, преподавал в школе Баухаус с 1922 по 1933 год. Он руководил мастерской монументальной живописи, вел курсы по теории живописи и цвета.
В школе помимо живописи, графики, архитектуры, театра и промышленного дизайна студенты также занимались созданием интерьеров. Например, все помещения школы в Дессау были оформлены учителями и учениками. Мастерские были важной частью образования в bauhaus. В школе были мастерские по обработке металла, скульптуре, керамике, дереву, стеклу, графике, фотографии, рекламе, текстилю и даже росписи стен. Множество культовых предметов, которые теперь воспринимаются нами как что-то обыкновенное, были сделаны именно в этих мастерских. Например, настольная лампа Вильгельма Вагенфельда или ваза для фруктов Джозефа Альберса и часы Марианны Брандт.